Магистральный трубопровод Nabucco мощностью 31 млрд куб.
м в год предназначен для транспортировки природного газа из Средней
Азии и прикаспийского региона в Центральную Европу через Азербайджан,
Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Ввод его в
эксплуатацию первоначально планировался на 2011 г., однако впоследствии
был перенесен на 2013 год. Стоимость проекта оценивается в $12
миллиардов. Первая фаза строительства – прокладка трубопровода между
Турцией и Австрией протяженностью 2 тыс. км, начнется в следующем году.
Nabucco давно рассматривается как в качестве прямого конкурента российской ветке "Южный поток", проходящей по дну Черного моря, а главная цель проекта – снизить зависимость Европы от российского газа.
Правда, участники подписанного в Анкаре соглашения
утверждают, что строительство нового газопровода не преследует целью
ущемить интересы России. В минувшее воскресенье турецкий министр
энергетики Танер Йилдыз отметил, что Турция не видит препятствий для
подключения РФ к проекту Nabucco: "На более поздних стадиях проекта
Россия может присоединиться к нему, если сочтет это прибыльным для
себя. Никаких препятствий к этому нет". С аналогичным предложением
выступил и специальный представитель США Ричард Монингстар. По его
мнению, наименее желательным было бы присоединение к Nabucco не России,
а Ирана.
Напомним, это не первая попытка привлечь Россию к
участию в Nabucco. Весной этого года "Газпром" уже получал аналогичные
предложения, но был вынужден отклонить их.
По словам заместителя руководителя "Газпрома" Александра Медведева,
Россия не может присоединиться к Nabucco, так как уже участвует в двух
проектах – "Северном потоке" с участием BASF и E.On и "Южном потоке" с
участием итальянской Eni.
Приглашение России в Nabucco больше напоминает
политический реверанс. Участие в проекте становится выгодным лишь в том
случае, если Россия будет осуществлять добычу на территории нынешних
или потенциальных участников проекта. На сегодняшний момент это не
представляется возможным. В других случаях у нее просто нет
необходимости закачивать свой газ в чужую трубу, учитывая собственные
планы по строительству двух газопроводов.
Договоренность о начале строительства Nabucco можно
считать настоящим переворотом в международной энергетической политике
и, вполне возможно, тактическим поражением России. Еще совсем недавно в
качестве основной магистрали по транспортировке газа на юг Европы
рассматривался "Южный поток", и лишь перспектива присоединения к
Nabucco Туркмении и Азербайджана (обладающих значительными собственными
запасами газа) привела к резкой перемене ситуации.
В сложившейся ситуации позиции российской стороны с ее
"Южным потоком" существенно ухудшаются. Его стоимость и сложность
превосходят Nabucco из-за необходимости осуществления прокладки
трубопровода по дну моря. Не меньшую роль играют и политические
факторы. Так, новый премьер подписавшейся под Nabucco Болгарии Бойко
Борисов ввел ограничения на крупные сделки в энергетической сфере,
якобы для проведения аудита. На какое-то время это делает невозможным
любые операции по подготовке к реализации российского проекта. Тем
самым задействованная в обоих проектах Болгария фактически
проголосовала против "Южного потока" и за Nabucco.
Перспективы Nabucco могут заметно возрасти по мере
налаживания отношений между Западом и Ираном. Несмотря на грозную
политическую риторику, в будущем Тегеран вряд ли откажется от
перспектив газового экспорта в Европу.
Впрочем, даже с подключением к проекту Туркменистана
Nabucco вряд ли можно считать идеальным южным трубопроводом. Не стоит
забывать, что он проходит по суше, причем зачастую по не всегда
спокойным территориям. Прежде всего, это можно отнести к Грузии. Не
исключено, что начало реализации проекта совпадет с нарастанием
военно-политической напряженности вокруг этой страны
|